Методические рекомендации по организации образовательного процесса

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса (далее методические рекомендации) — основы организации образовательного процесса в ООО «Дон», которые реализуют программы профессиональной подготовки.

1.2. Нормативно-правовую основу методических рекомендаций составляют:

  • – «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.;
  • – Федеральный закон от N 196-ФЗ 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 23 мая 2015 года);
  • – Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • – Правила дорожного движения Российской Федерации, утверждённый постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (ред. от 20.04.2015);
  • – Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097;
  • – Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • – Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
  • – Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и под категорий;
  • – Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) , 01.11.2005 г.;
  • – ГОСТ Р 55887-2013. Автомобильные транспортные средства. Учебные автомобили. Технические требования и методы испытаний;
  • – Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управлениями транспортными средствами категорий «А» и «В», утверждённые главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации (далее — экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов);
  • – Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управлениями транспортными средствами категорий «С» и «D», утверждённые главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации (далее — экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов);
  • – Примерные программы обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утверждённые Приказом Минобрнауки России N 1408 от 26.12.2013 (далее – Примерные программы);
  • – Программы профессиональной подготовки водителей автомототранспортных средств, разработанные в соответствии с Примерными программами, и согласованные с ОГИБДД г. Курска;
  • – Устав ООО «Дон».

1.3. Настоящие методические указания являются локальным нормативным актом, регламентирующим образовательную деятельность ООО «Дон» и действуют совместно с материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.4 Настоящие методические указания служит организационно-методической основой проверки качества обучения.

II. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

2.1. Основными задачами образовательного процесса являются:

  • – удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении и совершенствования профессионального образования;
  • – удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда с профессиональным образованием.

2.2. Организация профессионального обучения проводится в соответствии со статьёй 73 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2.3. Обучение в ООО «Дон» осуществляется на платной основе с продолжительностью обучения в соответствии с календарными учебными графиками Программ профессиональной подготовки.

2.3. Граждане, зачисленные на обучение, именуются в соответствии со статьёй 33 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающимися, а составленные из них группы – учебными группами.

2.4. Учебные группы комплектуются в соответствии с условиями реализации Программ профессиональной подготовки численностью до 30 человек.

2.5. Обучение в ООО «Дон» в соответствии со статьёй 14 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

2.6. Зачисление обучающегося осуществляется при предъявлении документов, указанных в перечне при приёме на курсы, а также письменного заявления гражданина с последующим заключением договора. К обучению на автомобиле или мотоцикле допускаются лицо, достигшее возраста в соответствии с 21.4. ПДД (16 лет), не имеющее противопоказаний по состоянию здоровья к управлению транспортными средствами, что подтверждается предоставленной им медицинской справки установленного образца.

2.7. Сроки обучения устанавливаются исходя из объёмов учебных планов и программ, режимов обучения, а также от количества обучающихся и согласуются с экзаменационным подразделением ГИБДД.

2.8. Профессиональная подготовка обучающихся осуществляется по программам профессиональной подготовки водителей автомототранспортных средств, разработанных в соответствии с Примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утверждёнными Приказом Минобрнауки России N 1408 от 26.12.2013, и согласованных с ОГИБДД г. Курска.

2.9. Обучение включает в себя:

  • — теоретическую подготовку, содержащую теоретические и практические занятия с продолжительностью учебного часа – 45 минут (1 академический час)
  • — практическое обучение вождению с продолжительностью учебного часа – 60 минут (1 астрономический час).

Теоретические занятия по желанию обучающихся проводятся в вечерних группах и группах выходного дня. Режим занятий осуществляется в соответствии с календарными учебными графиками программ профессиональной подготовки.

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.

2.10. Теоретическая подготовка осуществляется по:

Рабочим программам учебных предметов Базового цикла:

  • – Основы законодательства в сфере дорожного движения;
  • – Психофизиологические основы деятельности водителя;
  • – Основы управления транспортными средствами;
  • – Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии;

Рабочим программам учебных предметов Специального цикла:

  • – Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления;
  • – Основы управления транспортными средствами соответствующей категории;

Рабочим программам учебных предметов Профессионального цикла, если это предусмотрено Программой профессиональной подготовки:

  • – Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом;
  • – Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

2.11. Обучение вождению осуществляется на транспортных средств, соответствующих материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 4.4 Программы профессиональной подготовки, с механической трансмиссией и состоит из первоначального обучения вождению на закрытых от движения площадках (см. Приложение), а после выполнения контрольных упражнений – на дорогах общего пользования с различной интенсивностью движения.

2.11.1. Закрытые от движения площадки расположены в п. Касторное, в г. Щигры и имеют размер, освещение, покрытие и оснащённость, отвечающим требованиям Примерных программ.

2.11.2. Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения проводится на учебных маршрутах, согласованных с ОГИБДД ОМВД и разработанных в соответствии с разделом 21 ПДД «Учебная езда» с учётом «Требований к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения» «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097.
К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

2.12. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию, методика проведения которых рассмотрена в IV разделе настоящих методических рекомендаций.

2.12.1. Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем (мастером производственного обучения) или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учёта учебных занятий и используются для оперативного управления учебным процессом.

2.12.2. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебному предмету (темам) и проводится:

  • – по теоретической подготовке – в форме зачётов;
  • – по обучению вождению – в форме контрольных занятий.

2.12.3. Профессиональное обучение завершается в соответствии со статьёй 74 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Итоговая аттестация организуется и проводится у группы обучающихся, прошедших полный курс обучения в соответствии с программой обучения и учебным планом. По результатам итоговой аттестации и отсутствия долгов об оплате обучающимся выдается свидетельство об окончании установленного образца, или принимается решение о назначении дополнительных занятий.

2.13. Выпускные экзамены организуются и проводятся с целью проверки качества приобретённой лицами различного возраста профессиональной компетенции в соответствии со статьёй 73 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
К сдаче выпускных экзаменов допускаются лица, прошедшие полный курс обучения теоретической и практической подготовки, имеющие положительные результаты по текущей и промежуточной аттестации.
К экзаменам не допускаются обучающиеся, пропустившие более 20 %, что отражено в письменном договоре между обучающимся и ООО «Дон», а также лица, находящиеся в алкогольном и наркотическом опьянении.
Выпускные экзамены у слушателей, обучавшихся по программам профессиональной подготовки, принимают комиссии, назначенные решением руководителя образовательного учреждения.

2.13.1 Учебная группа обучающихся, допущенных до итоговой аттестации по теоретической части, делится на подгруппы численностью по 8 человек в каждой из расчёта равномерного распределения 40 экзаменационных билетов для приёма теоретических экзаменов на право управлениями транспортными средствами категорий «А» и «В» («С» и «D») по пять билетов каждому обучающемуся.
Каждая подгруппа, начиная со второй, прибывает на итоговую аттестацию по теоретической части на один астрономический час позже от времени явки предыдущей. Таким образом, время на проведения выпускного экзамена по теории — не более 4 астрономических часов.

2.13.2 Лица, успешно сдавшие итоговую аттестацию по теории, допускаются до итоговой аттестации по вождению, которая проводится в день, назначенной комиссией по согласованию с учебной группой.

2.14. К квалификационным экзаменам в ГИББД допускаются лица, успешно прошедшие итоговую аттестацию, достигшие возраста, установленного статьёй 26 Федерального закона от N 196-ФЗ 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 23 мая 2015 года) и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

2.15. Перечень документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена и выдачи российского национального водительского удостоверения определены пунктом 18 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утверждённый постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097:

  • а) заявление;
  • б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • в) медицинское заключение;
  • г) российское национальное водительское удостоверение (при наличии);
  • д) документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • е) письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего обучающегося на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения, заверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации, — в случае, когда заявителем является лицо в возрасте от 16 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.16. Обучающемуся, не сдавшему квалификационный экзамен в ГИБДД, по его желанию, может быть оказана платная услуга в размере 500 рублей в виде повторного предоставления автотранспорта на экзамен в ГИБДД.

III. УЧЕБНАЯ РАБОТА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

3.1. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности ООО «Дон». Она включает в себя проведение всех видов учебных занятий в виде:

  • – теоретического обучения: теоретических занятий с проведением текущего контроля успеваемости обучающихся, практических занятий, а также методических рекомендаций по выполнению самостоятельных работ;
  • – практического обучения вождению: комплекса упражнений, перечисленных в п. 4.4.1. настоящих Методических рекомендаций, с последующим выполнением заданий на дорогах с различной интенсивностью движений в соответствии с Рабочими программами профессиональной подготовки водителей автомототранспортных средств.

3.2. Теоретическое обучение проводится в учебных кабинетах, оснащённых в соответствии с Программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств учебным оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями педагогическим составом, отвечающим требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.2.1. Основной формой организации теоретического занятия является кабинетно-урочная система (урок).

3.2.2. Основным методом проведения теоретического занятия является рассказ (беседа, лекция) с использованием учебно-материальной базы, перечисленной в п. 3.2 настоящих методических рекомендаций с демонстрацией:

  • – по «Основам законодательства в сфере дорожного движения» — самостоятельно разработанных в Microsoft Power Point презентаций, а также учебных фильмов;
  • – по «Психофизиологическим основам деятельности водителя» — мультимедийной программы для обучения водителей транспортных средств по курсу «Психофизиологические основы деятельности водителя»;
  • – по «Основам управления транспортными средствами», «Первой помощи при дорожно-транспортном происшествии», «Устройству и техническому обслуживанию транспортных средств как объектов управления», «Организации и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом», «Организации и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом» — мультимедийной программы «Теоретический курс и методическое пособие по составлению и проведению занятий»;
  • – дополнительно по «Устройству и техническому обслуживанию транспортных средств объектов управления» — реальных деталей транспортных средств.

3.2.2. В целях оптимизации образовательного процесса, повышения качества подготовки обучаемых по решению преподавателя на изучение отдельных тем каждого предмета, а также последовательность их изучения могут быть изменены при условии полного выполнения учебной программы.

3.2.3. Каждый теоретический учебный час состоит из:

  • – организационной части занятий — 3 минуты;
  • – проведения пройденного материала и установление связи с темой данного урока — 4 мин;
  • – изложения нового учебного материала — 25 минут;
  • – закрепления учебного материала — 10 минут;
  • – заключительной части занятия — 3 минуты.

Организационная часть любого занятия содержит:

  • – принятие доклада от дежурного по учебной группе и приветствование группы;
  • – проверка наличия обучающихся и их готовность к занятию;
  • – оформление журнала.

Проведение пройденного материала и установление связи с темой данного урока содержит:

  • – проверку знания 2-3-х обучающихся материала предыдущих уроков по вопросам;
  • – корректировка ответов;
  • – выставление в журнал и объявление оценок обучающимся.

Изложение нового учебного материала содержит:

  • – объявление темы, цели, времени урока, учебных вопросов;
  • – изложение учебных вопросов с иллюстрациями примеров из практики;
  • – диктант выводов, определений, правил (проведение по заранее подготовленным текстам).

Закрепление учебного материала содержит:

  • – решение задач, зарисовка схем, чтение чертежей, запись выходов, определений, беседа.

Заключительная часть занятия содержит:

  • – подведение итогов занятия,
  • – задание на самоподготовку (что изучить по учебнику, решить задачу, зачертить и т.п.)

В ходе занятия следует строго соблюдать логическую последовательность изложения, принятую техническую терминологию. Необходимо обращать особое внимание на культуру речи, темп изложения материала, дикцию, эмоциональность и рациональное использование учебного времени.

3.2.4. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний обучающихся по изученной теме и привития им умений и навыков по выполнению определённому, соответствующему Программам профессиональной подготовки водителей, виду деятельности.
Практические занятия проводятся под руководством преподавателя с привлечением мастера производственного обучения.

3.2.5. Самостоя¬тельная работа обучающихся предусматривает, в том числе, самостоятельную подготовку слушателей по бесплатно выдаваемой на неограниченное время учебной литературе, а также по экзаменационным билетам на странице сайта ООО «Дон»

3.3. Занятия по обучению вождению проводятся лично мастером производственного обучения вождению, имеющий при себе документ на право обучения вождению транспортным средством соответствующей категории, документ на право управления транспортным средством соответствующей категории, копию лицензии образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности, схему учебных маршрутов, согласованную с органами ГИБДД, свидетельство о регистрации транспортного средства, талон государственного технического осмотра, путевой лист, график очерёдности обучения вождению, план проведения занятия.

3.3.1. Учёт выполнения упражнений по вождению ведётся в учебных путевых листах и в Индивидуальной книжке учёта обучения на транспортных средствах, куда вносится дата и номер отработанных упражнений, время практического вождения при выполнении упражнения, оценка, полученная обучающемся за выполнение упражнения. Эти записи скрепляются подписями мастера производственного обучения вождению и обучающегося.

Индивидуальная книжка учёта обучения вождению на транспортных средствах ведётся на каждого обучающегося. Она предназначена для учёта выполнения программ по вождению транспортных средств. Заполнение книжки производится мастером производственного обучения вождению после окончания каждого практического занятия.

Путевой лист на транспортное средство выдается на один день и заполняется на каждую машину в отдельности. Ежедневное задание мастеру производственного обучения вождению устанавливается на основании графика очередности обучения вождению автотранспортных средств.

3.3.2. В результате практического обучения вождению обучающийся должен освоить на основании компетенций выполнение на закрытой от движения площадке комплекса упражнений, а также определённые навыки и умения при движения по дорогам с различной интенсивностью движения в различных метеорологических и дорожных условиях.

3.4. Результаты теоретического обучения и итоги образовательного процесса вносятся в журнал учёта теоретического обучения.

IV МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Настоящая методика проведения промежуточной и итоговой аттестации направлена на оценку знаний и навыков обучающихся с целью дальнейшего допуска их к экзамену на право получения водительского удостоверения соответствующей категории и проводится по материалам для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем ООО «Дон».

4.1. Промежуточная аттестация по теории в виде зачёта проводится с целью проверки усвоения материала каждым обучающимся по определенным темам.

4.1.1. При проведении зачёта по учебным предметам базового цикла проверяется степень усвоения материала обучающимся по учебным предметам:

  • «Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
  • «Психофизиологические основы деятельности водителя»;
  • «Основы управления транспортными средствами»;
  • «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».

При проведении зачёта по учебным предметам специального и профессионального циклов проверяются знания обучающихся по учебным предметам:

  • «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления»;
  • «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
  • «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».

4.1.2. Зачёт проводится в письменной тестовой форме по 30 билетам, каждый из которых включает в себя пять позиций проверки для категорий В, С, четыре первые позиции — для категорий А, М, подкатегории А1:

  • – 1 экзаменационный билет с нумерацией, не совпадающей с нумерацией официального издания экзаменационных билетов для приёма теоретических экзаменов, по предметам:
    • «Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
    • «Основы управления транспортными средствами»;
    • «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии»;
  • – 1 ситуационную задачу;
  • – 1 вопрос по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»;
  • – 1 вопрос по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления»;
  • – 1 вопрос по предметам Профессионального цикла, если это предусмотрено Программой профессиональной подготовки.

4.1.3. Зачёт оценивается по формальной оценке посредством 5-бальной системы («5» — 0 ошибок, «4» — 1 ошибка, «3» — 2 ошибки, «2» — 3 и более ошибок) и по неформальной оценке с формулировкой «сдал», «не сдал» в случае совершения 3-х и более ошибок с последующей пересдачей.

4.1.4. В текущем табеле списка учебной группы напротив фамилии каждого обучающегося фиксируется номер выпавшего ему билета с целью исключения выпадения этого же билета при следующей промежуточной аттестации.

4.2. Промежуточная аттестация по вождению в виде контрольных занятий проводится с целью проверки навыков практического вождения:

  • – на закрытой от движения площадке;
  • – на дорогах общего пользования с различной интенсивностью движения.

4.2.1. Контрольное занятие на закрытой от движения площадке получает положительную оценку, если обучающийся выполнил 75% от общего количества испытательных упражнений — для категорий B, C и 65% — для категорий А, М, подкатегории А1.

4.2.2. Контрольное занятие на дорогах общего пользования с различной интенсивностью движения считается успешно выполненным, если обучающийся выполнил без грубых и средних ошибках следующие задания:

  • – разворот на перекрёстке;
  • – разворот на участке дороги с использованием обочины;
  • – разворот на проезжей части в два движения (назад → вперёд), в три движения — «ласточкин хвост» (вперёд→назад→вперёд) (см. Приложение);
  • – разворот на участке дороги с использованием прилегающей территории (см. Приложение);
  • – способы парковки транспортного средства;
  • – проезд дорожных сооружений и элементов обустройства улично-дорожной сети.

4.3. Итоговая аттестация в виде выпускного экзамена проводится с целью проверки теоретических знаний, навыков практического вождения и определения возможности допуска обучающихся к квалификационному экзамену на право получения водительского удостоверения соответствующей категории.

4.3.1. Проверка теоретических знаний при проведении выпускного экзамена проводится по предметам:

  • – базового цикла: «Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
  • – специального цикла: «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления»; «Основы управления транспортными средствами;
  • – профессионального цикла, если это предусмотрено Программой профессиональной подготовки: «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»; «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».

4.3.2. Экзамен проводится в письменной тестовой форме по 8 вариантам, включающих в себя 4 позиции проверки для категорий B, C, и 2 первые позиции — для категорий А, М, подкатегории А1:

  1. 5 экзаменационных билетов с нумерацией, не совпадающей с нумерацией официального издания экзаменационных билетов для приёма теоретических экзаменов, по предметам:
    • «Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
    • «Основы управления транспортными средствами».
  2. 1 вопрос по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления»;
  3. 1 вопрос по предмету «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
  4. 1 вопрос по предмету «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».

Целесообразность использования на выпускных экзаменах в таком объёме экзаменационных билетов для приёма теоретических экзаменов продиктована двумя обстоятельствами:

  • – Основанием для выдачи обучающимся водительских удостоверений подразделениями ГИБДД служит, в том числе, положительная оценка, полученная именно при ответах на экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов;
  • – Согласно п. 3 «Методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами» «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утверждённый постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов охватывают несколько нормативно-правовых актов и требований (см. Приложение).

4.3.3. Экзаменатор знакомит обучающихся с формой, методом, порядком проведения выпускного теоретического экзамена, системой оценки.

Свои ответы обучающийся вносит:

  • – по первой позиции в бланк экзаменационного листа (см. Приложение);
  • – по второй, третьей и четвёртой позициям на нижнее поле экзаменационного листа.

4.3.4. Экзамен оценивается по 8-балльной системе:

  • – 0 – 5 баллов по первой позиции;
  • – 0 – 1 баллов по второй, третьей и четвёртой позициям.

4.3.4.1 При совершении обучающимся в первой позиции экзаменационного варианта:

  • от 0 до 1 ошибки назначается 5 баллов;
  • от 2 до 3 ошибок — 4 балла;
  • от 4 до 5 ошибок — 3 балла;
  • свыше 5 ошибок — 2 балла.

4.3.4.2 При правильном ответе обучающимся во второй, третьей и четвёртой позициях экзаменационного варианта назначается по 1 баллу за каждый правильный ответ, при неправильном — 0 баллов.

4.3.5. Обучающийся получает оценку «СДАЛ» с правом допуска к выпускному экзамену по вождению, если в сумме он набрал от 6 до 8 баллов и «НЕ СДАЛ» с назначением дня пересдачи, если в сумме он набрал менее 6 баллов.

4.4. Итоговая аттестация по вождению в виде выпускного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством на закрытой от движения площадке (см. Приложение). На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством в условиях дорожного движения, если это предусмотрено Программой профессиональной подготовки.
Итоговая аттестация по вождению получает положительную оценку, если обучающийся выполнил на закрытой от движения площадке 3 упражнения из двух выбранного им вариантов, а также не набрал недопустимое количество штрафных баллов.
Для комплекса упражнений на категорию «А» определены общие условия выполнения испытательных заданий, при несоблюдении которых начисляются штрафные баллы в соответствии с контрольной таблицей № 1 материалов промежуточной и итоговой аттестации. Оценка «Выполнил» выставляется, когда обучающийся при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 20.
Оценка «Не выполнил» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 20 или более.

4.4.1. При проведении первого этапа выпускного экзамена по вождению у обучающегося проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путём выполнения следующих испытательных упражнений:

  • – остановка и начало движения на подъёме в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий «В», «С» и подкатегорий «В1», «С1»;
  • – маневрирование в ограниченном пространстве;
  • – движение и маневрирование задним ходом, за исключением случаев проведения экзамена на транспортных средствах категорий «М» и «А» и подкатегории «А1»;
  • – торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку, в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий «М» и «А» и подкатегории «А1»;
  • – парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  • – остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
  • – въезд в бокс задним ходом, за исключением случаев проведения экзамена на транспортных средствах категорий «М» и «А» и подкатегории «А1».

4.4.2. Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких обучающихся одновременно.

4.4.3. Экзаменатор знакомит обучающегося с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.

4.4.4. По командам экзаменатора обучающийся занимает место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.

4.4.5. Экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведёт хронометраж времени, подаёт команды обучающемуся, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных обучающимся штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.

4.4.6. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором.

4.4.7. Второй этап практического экзамена проводится в условиях реального дорожного движения с целью проверки соблюдения обучающимся при управлении транспортным средством требований Правил дорожного движения Российской Федерации, его умения оценить дорожную ситуацию, своевременно и правильно реагировать на неё.
Продолжительность экзамена – не менее 20 минут. Экзамен может быть прекращён досрочно при получении обучающимся оценки «Не сдал».

4.4.8. По команде экзаменатора обучающийся занимает место водителя в транспортном средстве, осуществляет подготовку к движению и осуществляет движение выполняя задания экзаменатора.

4.4.9. При проведении экзамена экзаменатор:

  • даёт задания обучающемуся своевременно, чётко произнося слова;
  • контролирует правильность выполнения заданий, фиксируя допущенные ошибки (в виде штрафных баллов) в экзаменационном листе.

4.4.10. Экзаменатору запрещается провоцировать обучающегося к каким-либо действиям в нарушение требований Правил дорожного движения, курить в транспортном средстве, включать радио- и другую звуковоспроизводящую аппаратуру, пользоваться мобильным телефоном.

4.4.11. Для предотвращения дорожно-транспортного происшествия экзаменатор, обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления транспортным средством.

4.4.12. Оценка «Сдал» выставляется, если обучающийся в ходе экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила 25 и менее баллов (см. Приложение «Контрольная таблица № 1 штрафных баллов второго этапа практического экзамена»).

4.4.13. Оценка «Не сдал» выставляется, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила 25 баллов и более, при этом экзамен прекращается, о чем информируется обучающийся.

4.4.134. Штрафные баллы начисляются за совершение грубых, средних или мелких ошибок.
Грубыми ошибками считаются действия обучающегося, создающие угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. За грубую ошибку начисляется 25 баллов.
Средними ошибками считаются действия обучающегося, которые потенциально опасны и могут вынудить других участников дорожного движения принять меры к обеспечению собственной безопасности. За среднюю ошибку начисляется 10 баллов.
Мелкими ошибками считаются действия обучающегося, не соответствующие требованиям Правил, но не влияющих не безопасность дорожного движения. За мелкую ошибку начисляется 4 балла.

4.5. При неудовлетворительных результатах текущего контроля промежуточная и итоговая аттестация проводится по каждому предмету отдельно.

4.5.1. В этом случае из расчёта рационального использования учебного времени (например, совмещения занятий по вождению) промежуточная и итоговая аттестация проводится по 15 билетам в двух подгруппах, вторая из которых приступает к аттестации на 20 минут позже.

4.5.2. Зачёт по предметам «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» и «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» проводится в письменной тестовой форме по трём вопросам, из которых для получения оценки «сдал» необходимо ответить на два.

4.5.3. Экзамен по предмету » Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления » проводится по четырём вопросам по 5-балльной системе («5» — 0 ошибок, «4» — 1 ошибка, «3» — 2 ошибки, «2» — 3 и более ошибок).

4.5.3. Экзамен по предметам » Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом » и «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом» проводится по трём вопросам по 5-балльной системе («5» — 0 ошибок, «4» — 1 ошибка).
При совершении 2 и более ошибок назначаются дополнительные вопросы до появления удовлетворительного результата.

V КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Контроль образовательного процесса предусмотрен в случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации обучающихся.

5.2. Контроль осуществляется лицами, утверждёнными директором ООО «Дон», в день занятия, о дате проведения которого предварительно сообщается преподавателю или мастеру производственного обучения вождению в зависимости от того, какое обучение (теоретическое или практическое) подлежит проверке.

5.3. Проверяющие лица присутствуют на учебном часе вплоть до его окончания. В ходе занятия им не разрешается вмешиваться в работу преподавателя или мастера производственного обучения вождению, а также делать какие-либо замечания. По окончании контрольного посещения (но не позднее следующего дня) проверяющие проводят разбор занятия с участием преподавателя или мастера производственного обучения вождению, анализирует положительные и отрицательные стороны в организации и методике проведения занятия, дают рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков.

5.4. Результаты педагогического контроля анализируются и обсуждаются директором

VI ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

6.1. Положение определяет порядок формирования, состав и режим работы экзаменационной комиссии.

6.1.1. Положение определяет обязанности членов экзаменационной комиссии.

6.1.2. Положение определяет ответственность членов экзаменационной комиссии.

6.2. Порядок формирования экзаменационной комиссии.

6.2.1. Экзаменационная комиссия формируется из числа административного и педагогического состава автошколы.

6.2.2. Состав экзаменационной комиссии формирует директор автошколы.

6.2.3. Состав экзаменационной комиссии утверждается начальником автошколы.

6.3. Состав экзаменационной комиссии утверждается директором ООО «Дон» и состоит:

  • – председатель экзаменационной комиссии;
  • – экзаменатор теоретической части экзамена;
  • – экзаменатор практической части экзамена;
  • – ассистент теоретической и практической частей экзамена.

6.3.1. Председателем экзаменационной комиссии является заместитель директора ООО «Дон» или лицо, исполняющее его обязанности, им не может быть преподаватель.

6.3.2. Экзаменаторы теоретической и практической частей экзамена назначаются из числа работников автошколы со стажем практической работы по данному направлению не менее трёх лет и имеющих высшее или средне-техническое образование.

6.3.3. Ассистентами являются преподаватели или мастера производственного обучения группы, в которой проводится экзамен.

6.4. Экзаменационная комиссия в полном составе приступает к работе согласно утвержденному графику приёма экзаменов, подписанного председателем экзаменационной комиссии.

6.5. Председатель экзаменационной комиссии:

  • – определяет персональный состав экзаменационной комиссии из числа лиц, перечисленных в п. 5.3 настоящего Положения;
  • – обеспечивает соблюдение условий допуска обучающихся к сдаче экзамена;
  • – осуществляет общее руководство деятельностью экзаменационной комиссии;
  • – утверждает экзаменационную ведомость и протокол;
  • – рассматривает апелляции на результаты экзаменов;
  • – назначает время для проведения повторных экзаменов.

6.6. Экзаменаторы теоретической и практической частей экзамена:

  • – перед началом экзамена знакомит обучающихся с правилами проведения экзаменов;
  • – осуществляют непосредственный приём теоретической и практической частей экзамена;
  • – проверяет правильность ответов на экзаменационные вопросы;
  • – проставляет оценки в экзаменационные ведомости и протокола;
  • – подписывает экзаменационные ведомости и протокола;
  • – при несогласии обучающихся с оценкой, участвует в апелляционной комиссии под руководством председателя.

6.7. Ассистент теоретической и практической частей экзамена:

  • – исполняет поручения председателя и экзаменатора экзаменационной комиссии;
  • – участвует в проведении промежуточной и итоговой аттестации;
  • – участвует в рассмотрении апелляций обучающихся;
  • – следит за порядком и дисциплиной в аудитории во время проведения экзамена;
  • – подготавливает экзаменационные билеты и иные документы, и материалы необходимые для проведения экзамена.

6.8. Экзаменационная комиссия имеет право:

  • – принимать решение о допуске обучающихся к итоговой аттестации;
  • – проверять у обучающихся наличие документов необходимых для сдачи экзаменов;
  • – оценивать ответ обучающихся на экзаменационные вопросы;
  • – задавать обучающимся дополнительные вопросы и оценивать их;
  • – рассматривать апелляции обучающихся и принимать решения по существу апелляций.

6.9. Обучающийся имеет право в день сдачи экзамена подать апелляцию на имя председателя экзаменационной комиссии, с изложением мотивов несогласия с результатами экзамена.

6.9.1. Основаниями для подачи апелляции являются:

  • – постановка вопросов выходящих за рамки требований «Материалов для проведения промежуточной и итоговой аттестации»;
  • – наличие в ответе обучающегося незамеченных или неверно истолкованных экзаменатором моментов;
  • — при наличии вышеуказанных обстоятельств рассмотрение апелляции заключается в выявлении степени объективности оценки, полученной
    на экзамене, но не является переэкзаменовкой.

6.9.2. Апелляция рассматривается членами экзаменационной комиссии в присутствии обучающегося, после чего составляется акт в письменной форме.

6.9.3. Если в отношении апелляции вынесено отрицательное решение, обучающийся может в течение трёх календарных дней обратиться с заявлением о несогласии с решением на имя директора ООО «Дон».

6.9.4. Председатель экзаменационной комиссии на основании акта налагает резолюцию на заявлении об апелляции. Резолюция подписывается всеми членами комиссии.

6.9.5. Обучающийся, получивший неудовлетворительную оценку, направляется на повторный экзамен в сроки указанные в графике первичных и повторных экзаменов, утвержденных председателем экзаменационной комиссии.

6.9.6. В случае получения неудовлетворительной оценки на повторном экзамене теоретической части аттестации, обучающийся направляется в следующую, ближайшую группу для сдачи итоговой аттестации без прохождения дополнительной подготовки теоретической части.

6.9.7. В случае получения неудовлетворительной оценки на повторном экзамене практической части аттестации, обучающийся направляется в следующую, ближайшую группу для сдачи итоговой аттестации с оплатой за практическое вождение в соответствии со сметой расходов по данной группе. Количество занятий для восстановления навыков не менее 4 часов.

6.10. Результаты итоговой аттестации оформляются путем заполнения экзаменационного протокола, в котором расписываются: председатель экзаменационной комиссии, члены экзаменационной комиссии.

VII. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

7.1. В ООО «Дон» организуется и проводится в целях повышения эффективности учебного процесса, совершенствования знаний педагогического мастерства обучающего состава и качества подготовки специалистов.

7.2. Методическая работа включает в себя следующие элементы:

  • – организация и проведение всех видов методических занятий и инструктажей;
  • – организация контроля учебного процесса и оказание методической помощи преподавате-лям и мастерам производственного обучения.

7.3. Для всех преподавателей и мастеров производственного обучения участие в методической работе должно быть обязательным и являться составной частью деятельности изучение, обобщение и пропаганда передового опыта работы лучших преподавателей и мастеров производственного обучения;

7.4. Руководителем образовательного учреждения, его заместителями проводятся методические инструктажи по темам занятий (упражнениям), проведение которых у преподавателей и мастеров вызывает затруднения. Занятия проводятся методом беседы с целью объяснения организации и методики изложения учебных вопросов.

7.5. Инструкторско-методические занятия проводятся с целью подготовки преподавателей и мастеров к проведению отдельных занятий (упражнений) по наиболее сложным темам и разделам в целом. Они проводятся руководителем образовательного учреждения, его заместителем или старшим наиболее опытным преподавателем.

Инструкторско-методическое занятие состоит из вступительной, основной и заключительной части. Во вступительной части объявляется тема и цель занятия, порядок, место и метод его проведения. В основной части объясняется методика обучения, даются рекомендации по проведению занятия, использованию наглядных пособий, опросу курсантов, практически показывается порядок выполнения действий. При необходимости организуются тренировки преподавателей и мастеров. В заключительной части даются ответы на вопросы и подводятся итоги занятия.

7.6. Основными формами индивидуальной методической работы в ООО «Дон» являются:

  • – самостоятельная подготовка;
  • – индивидуальные занятия;
  • – взаимное посещение занятий в других автошколах с целью обмена опытом работы.

7.7. Самостоятельная подготовка – основной метод повышения теоретического уровня, знаний по специальности, педагогического мастерства преподавателей и мастеров, она является составной частью непрерывного самообразования руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательного учреждения.

Направления самообразования: повышение педагогической квалификации путём изучения новейших знаний и передового опыта, методики организации процесса обучения.

Самообразование своим содержанием должно способствовать достижению конечных положительных результатов в практической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения ООО «Дон».

7.8. Индивидуальные задания предназначены для совершенствования учебного процесса и повышения квалификации преподавателей и мастеров и включают:

  • – изучение и обобщение передового опыта учебной работы;
  • – углубленную разработку отдельных вопросов методики подготовки водителей;
  • – совершенствование учебно-наглядных пособий;
  • – оборудование учебных кабинетов, автодромов.